Стандарты оценки аварийности могут измениться

ChatGPT Image 25 нояб. 2025 г., 12_04_59
Российский университет транспорта (МИИТ) в своем научном журнале "Транспортное право и безопасность" предложил внедрить систему подсчета дорожной статистики, которая позволит точно оценивать риск ДТП для разных категорий машин и учитывать не только количество транспорта, но и интенсивность его эксплуатации.

Что предлагается

Сейчас государственная статистика ДТП опирается на простые базовые показатели: количество аварий, число погибших и размер автопарка. МИИТ предлагает перейти к формуле, где в расчёт включается среднегодовой пробег транспортных средств. То есть аварийность предлагается считать не «на количество машин», а «на количество километров».

Причём речь в статье идёт не только о классических категориях транспорта. Под новую методику могут попасть:

электросамокаты;

питбайки и мотоциклы для внедорожной езды;

транспорт, который вообще не предназначен для дорог общего пользования;

любые виды "устройств личной мобильности", ставшие массовыми в последние годы.

Для чего

Пробег является одним из ключевых факторов риска. Машины, проезжающие 40–60 тысяч километров в год, объективно чаще попадают в ДТП, чем те, что выезжают только по выходным. Такая логика давно используется в странах с развитым страховым рынком.

Преимущества такого подхода очевидны:

статистика станет более точной;

показатели по регионам станут понятнее;

станет легче сравнивать категории транспорта между собой;

государство сможет точнее планировать меры по безопасности.

Однако...

Главное препятствие — сбор данных. Портал Autonews, заинтересовавшийся изысканиями транспортных мудрецов, обратился за комментариями в МВД. Министерство отнеслось к предложению скептически и объяснило, что в России нет утверждённой методики определения среднегодового пробега. Нет единой системы, нет точных данных, нет инфраструктуры.

Для внедрения методики потребуется одно из двух - либо опять реформировать техосмотр и делать его обязательным для фиксации пробега, либо делать принудительным использование телематики и по аналогии с "Эрой-ГЛОНАСС" вводить в конструкцию транспортных средств обязательные бортовые устройства для учёта пробега. Понятно, что ни водителям, ни транспортникам, ни чиновникам на местах такие меры сильно не понравятся.

Что в итоге

Если новая методика когда-нибудь станет официальной, рынок страхования может ощутимо измениться:

владельцы машин с низким пробегом смогут получить скидки;

коммерческий транспорт и машины с интенсивной эксплуатацией могут столкнуться с ростом тарифа;

тарифы ОСАГО в целом могут начать сильнее различаться по регионам, категориям и даже моделям машин.

В теории предложение МИИТ выглядит логичным и технологичным. Оно делает ставку на реальное использование транспорта, а не на сухие цифры зарегистрированного автопарка. Но для внедрения придётся полностью перестраивать сбор статистики и систему учёта пробега. В ближайшей перспективе это обсуждение скорее указывает направление развития. В средней и долгой — может привести к новой формуле тарифов ОСАГО и пересмотру привычной статистики ДТП.

* * *

Нужна страховка? Нет проблем. Пишите мне на WhatsApp/Telegram +7-963-7506754