Минтранс РФ готовит почву для беспилотников

рандом
В России приближается важный этап в развитии технологий автономного транспорта. Еще в начале года Минтранс обновил концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств. Документ уточняет классификацию по уровням автоматизации и должен стать основой для сертификации беспилотников.

Уровни автоматизации транспортных средств по версии Минтранса

Основой служит международный стандарт SAE, где предусмотрено шесть уровней - от 0 (полное управление водителем) до 5 (полная автономность):

Уровень 0 - отсутствие автоматизации

Все функции выполняет водитель. Электроника может только подавать предупреждающие сигналы (например, система оповещения о сходе с полосы или о столкновении), но не вмешивается в управление.

Уровень 1 - помощь водителю

Система способна взять на себя отдельную функцию - например, поддержание скорости (круиз-контроль) или подруливание при парковке. Но всегда только одна задача одновременно. Водитель полностью контролирует движение.

Уровень 2 - частичная автоматизация

Управление транспортным средством осуществляется водителем, но система может одновременно выполнять несколько функций — например, удерживать автомобиль в полосе и поддерживать дистанцию до впереди идущей машины. Водитель обязан постоянно контролировать дорогу и быть готовым вмешаться немедленно.

Уровень 3 - условная автоматизация

Автомобиль может полностью вести себя автономно в пределах определённых условий (например, на магистрали или в пробке). Водитель может отвести взгляд от дороги, но обязан оставаться готовым принять управление по запросу системы. Ответственность за безопасность всё ещё на человеке.

Уровень 4 - высокая автоматизация

Машина способна двигаться без участия водителя в пределах штатных условий эксплуатации (например, на конкретных маршрутах или в определённых погодных условиях). Водитель может не контролировать процесс, но за пределами этих условий управление должно быть передано человеку или не начато вовсе.

Уровень 5 - полная автономия

Транспортное средство полностью самостоятельно выполняет все задачи движения в любых условиях, водитель не требуется вовсе. Руля и педалей может не быть.

От экспериментов к закону

Первый федеральный закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах планировалось представить уже в марте 2025 года. Обещания Минтранс не сдержал, закон до сих пор находится в разработке. Новый планируемый срок его принятия - до конца 2026 года.

Сейчас в России действует экспериментально-правовой режим: беспилотные грузовики курсируют по трассе М-11, готовятся заезды по ЦКАД. В тестах участвуют более 50 машин от разных компаний.

Кто отвечает за ДТП

Одна из ключевых новаций будущего закона - распределение ответственности. Базовым ответственным лицом признаётся владелец автомобиля, но в определённых случаях ответственность может быть переложена на производителя, дилера или диспетчера системы.

Что это значит для водителей

Обновлённая концепция и готовящийся закон станут отправной точкой для массового внедрения беспилотников в России. Чёткая классификация позволит начать сертификацию систем, а значит - их коммерческое использование в городах и на трассах.