Китай тормозит электроволну

ChatGPT Image 6 нояб. 2025 г., 14_10_17
Китай, задающий темп мировой электромобильной индустрии, меняет курс. Государство, которое многие годы заливало рынок миллиардными субсидиями, решило свернуть поддержку и убрать электрокары из списка приоритетных направлений развития.

От щедрых дотаций до перепроизводства

С 2009 года Китай активно поддерживал «транспорт на новой энергии» – электромобили, гибриды и водородные модели. Покупателям субсидировали часть стоимости, производителям выдавали гранты, региональные власти добавляли свои бонусы - налоговые и тарифные льготы и разрешения на движение в «зелёных» зонах.

Эта стратегия сработала: китайский рынок стал крупнейшим в мире, а электрокары на нем заняли больше половины всех продаж новых авто. Однако теперь власти видят другую сторону успеха - рынок перенасыщен, а между десятками производителей началась ожесточённая ценовая война.

Новая пятилетка без электромобилей

В проекте нового пятилетнего плана Китая на 2026-2030 годы электромобили больше не входят в перечень приоритетных отраслей. Это значит, что государство не будет направлять прежние объёмы субсидий и налоговых льгот в этот сектор.

Вместо этого внимание смещается к другим направлениям – квантовым технологиям, биопроизводству, водородной энергетике и материалам нового поколения. Власти считают, что электромобильная индустрия уже «выросла» и способна развиваться без постоянных вливаний.

Что дальше?

Для автопроизводителей это сигнал к адаптации. Без щедрых субсидий часть компаний, появившихся на волне «зелёного бума», может не выжить. Рынок ждёт укрупнение - останутся только сильные игроки с отлаженными производственными цепочками, доступом к сырью и экспортным возможностям.

Крупнейшие китайские бренды вроде BYD, Geely и SAIC активно подминают под себя и мировой рынок электротранспорта. Смогут ли они сохранить позиции без господдержки?

Глобальные последствия

Решение Китая может отразиться на всей мировой торговле. Западные автоконцерны не раз обвиняли Пекин в «недобросовестной конкуренции» и искусственном удешевлении экспорта за счёт субсидий. Теперь китайским электромобилям придется конкурировать в более жестких условиях. Цены на них явно вырастут. Вопрос - насколько сильно? Сможет ли китайская промышленность удержать их без госпомощи за счет масштабов производства и технологических наработок? Посмотрим.